Мария Клычникова,
директор, МБУК «Мытищинский
историко-художественный музей»
Одной из самых известных дачных местностей Московской губернии конца XIX века была Перловка. С 1871 года чайный торговец В.С. Перлов, имеющий кроме Москвы, в других городах России, около полусотни чайных магазинов, снимает в аренду на 90 лет у удельного ведомства и покупает у местных государственных крестьян несколько сотен десятин земли и строит на ней дачи. Деревянные дачи, окруженные лесом, сдавались с зеркалами, мебелью и «со всеми приспособлениями для жилья» по цене от 175 до 1500 рублей за лето. Удачное расположение поселка в 14 верстах от Москвы по линии железной дороги от Москвы до Сергиева, в сосновом лесу, около реки Яузы, пригодной для купанья, быстро сделало его известным среди состоятельных дачников. В 1882 г. здесь было 50 дач, в 1884 – 57. Для удобства дачников учреждается платформа «Перловка», у Удельного ведомства арендуется река Яуза, с правом иметь на ней купальни, учреждается телеграфная станция. Для дачников устроили бесплатные развлечения: бильярд, кегельбан, приспособления для гимнастики, общественные танцевальные вечера. Очевидцы отмечали, что во главе их был всегда сам хозяин, В.С. Перлов, или брат его Н.С. Перлов. Впервые о помещении для театральных представлений упоминается в газетах в 1884 году. В летнем сезоне в театре ежедневно днем и вечером по желанию дачников устраивались танцы под рояль. Два раза в неделю — танцевально-музыкальные вечера, по окончании которых сжигался фейерверк. К началу августа 1884 г. было устроено пять спектаклей, с артистами-любителями, с участием или без участия провинциальных и московских актеров. В.С. Перлов предлагал устроителям спектаклей безвозмездно своих музыкантов, оркестры сопровождали и танцевальные вечера. Оркестров было два бальный и духовой, в обоих насчитывалось более 40 музыкантов. В Перловке оркестры играли без всякой обязательной платы со стороны дачников, но для вознаграждения музыкантов устраивалась подписка, одна из которых собрала 500 рублей. Впервые упоминается репертуаре и актерском составе в связи со спектаклем, устроенном в пользу артистки А.П. Миловидовой 26 июля 1884 г. Были привлечены провинциальная артистка А.К. Златогорсая, артист Малого театра П.Л. Скуратов, бывший артист Пушкинского театра Д.А. Александров, провинциальный артист П.И. Щукин и др. Игралась комедия в двух действиях П.Л. Скуратова «Вдовушка-вампир» и водевиль «Соль супружества». Спектакль, хорошо принятый зрителями, не дал сбора и не покрыл издержек устроителей из-за плохой погоды. В 1885 г. находим статью с описанием театра: ««Театр» этот являет собою нечто вроде большой офицерской палатки, уставленной внутри рядами деревянных скамеек и самых разношерстных, самых разнокалиберных стульев, с наклеенными на них номерами. Впереди стульев помещается оркестр, а за оркестром красуется ярко-малиновый занавес, с изображенною посредине его золотою лирою, окруженной венком из всевозможных листьев, намалеванных самым бесцеремоннейшим образом. Занавес этот скрывает от мира крошечную сценку, с единственной имеющейся в распоряжении декорацией, изображающей какую-то полукруглую комнату, с зашитыми нитками стенами и мотающейся на веревочках средней дверью». Любительские спектакли в театре давались безвозмездно, остальные за плату — 1-й ряд в воскресенье 2 рубля, 3 следующих по 1 р.50 коп. и так далее, за 50 копеек можно было в смотреть спектакль стоя. Для охраны приглашался местный урядник. Контроль осуществлялся при входе, а местные крестьяне смотрели спектакль через дыры в парусиновых стенах. Первый танцевальный вечер сезона состоялся в начале июня. В заметке, посвященной спектаклю, состоявшемуся 23 июля 1885 г. упоминаются провинциальные актеры Е.Ф. Левина-Лазарева, игравшая на сцене Малого театра, Запольский, Левина 2. Давали комедию М.П. Федорова «Вспышка у домашнего очага», и водевиль «Бедовая бабушка», водевиль «Осторожнее с огнем». При этом и репертуар и исполнителей в полной мере сравнивают с постановками в московских театрах. В 1886 году в газетах помещено несколько заметок о Перловке, где отмечалось, что здесь изредка устраиваются танцевальные вечера, первый из которых состоялся 1 июня, и прошел очень оживленно. Иногда здесь даются спектакли и концерты, на 2 июня назначен был первый «музыкально-литературный вечер», в котором должен был принять участие известный артист Императорских с.- петербургских театров И.Ф. Горбунов, но «вечер» не состоялся, вследствие дождливой погоды.
В 1887 году отмечается что в Перловке уже 67 дач, все они постоянно заняты, и многие из дачников живут здесь по несколько лет на одних и тех же дачах. Увеселения в Перловке бесплатны — играет раз в неделю известный в Москве собственный оркестр Перловых.
Спектакли устраиваются провинциальным артистом М.И. Бабиковым. Упоминается о планах в 1888 г. построить большой павильон с «залой для театра, танцев, гимнастики и читальни». Но в 1888 г. упоминается только «общественный дачный сад» с танцевальной «ротондой» — небольшой деревянный навес, обтянутый заплатанными парусинными шторами, с «мизерной сценой», а в середине сада — деревянный сарай, где устроены бильярды и кегельбан. Каждую субботу устраиваются танцевальные вечера, как, например, 23 июля, закончившийся фейерверком. В 1889 году Перловка упоминается в газетах несколько раз, здесь уже «тысячное население» и «даровая музыка». Упоминается о субботних танцевальных вечерах, последний из которых был устроен 12 августа. В 1890 году бывали танцевальные вечера, и состоялся прощальный бал 16 августа. Дачники собрали между собой по подписке более 500 руб., из которых 300 руб. преподнесли оркестру Перлова в виде вознаграждения за весь летний сезон, а остальные деньги пошли на бал, состоявший из концертного отделения, которое началось в 7 часов вечера и танцев. Особым гостем стал командующий войсками округа генерал-адъютант А.С. Костанда, певец Н.Н. Фигнер и его жена певица Медея Мей-Фигнер. Особенно отмечались эффектная иллюминация над сквером, устройство которой взял на себя И.С. Гучков и роскошный фейерверк. В 1891 году анонсирован спектакль 18 июня – комедия-водевиль «Андрей Степанович Бука» и шутка в трех действиях «Скандал в благородном семействе». Устроителем спектакля стал В.А. Калинович, известный на провинциальной сцене, среди артистов названы: известная московская «красавица» М.Б.Р., под фамилией Любич, артистка петербургских театров В.А. Мухаринская, и провинциальные артистки Хвалынская и Яковлева. 1 июля — состоялся спектакль артиста В.А. Калиновича, в комедии «Шиповник» выступила известная артистка Н.Н. Неверова; в акте «Каширской старины», для которой были сделаны декорации, в роли Марьицы появится В.А. Мухаринская, по отзывам петербургских газет, имевшая большой успех в этой роли в Петербурге.
В 1892 году из-за плохой погоды открытие летнего театрального сезона состоялось 14 июня спектаклем товарищества артиста М.М. Полонского, комедией «Шиповник» – сцены в 3 действиях, сценой-монологом. Участвовали актрисы Верина, Дубровина, Долина; актеры Искрин, Бессонов, Черкасов, Чербов, Гаврилов и Линский. Режиссер М.М. Полонский. Упоминается о проведении танцевальных вечеров. 19 августа 1892 года скончался В.С. Перлов, большая часть дачников возложила венок на его могилу, но некоторые устроили в его честь по подписке бал на кругу в Перловке. В 1893 году 1 июля состоялось открытие нового павильона театра, недалеко от полотна железной дороги, о чем подробно рассказывалось в статьях. Красивый театр с фасадом в мавританском стиле с раскрашенными яркими маленькими куполами, «в глубину тянется продолговатая постройка», украшенная русской резьбой как снаружи, так и внутри. Новый театр мог свободно вмещать 650-700 человек зрителей. Зрительный зал – длинное помещение, по обеим сторонам которого возведены отделенные от него колонами две галереи, на две ступени выше средней части зала, в котором находится более 20 рядов стульев с свободным между рядами пространством. В глубине зала сцена, которую отовсюду хорошо видно. Внутренняя отделка еще не была окончена, «нет еще отдельного потолка над сценой», как и эстрада для музыкантов, но акустика в зале была хорошей. Перед театром устроена площадка с фонтаном в середине, а позади театра — обширный сосновый парк. Театр бы построен по плану и под личным контролем архитектора Зыкова. Это первое известное упоминание о П.П. Зыкове как об архитекторе перловского театра. Начался вечер с музыкального отделения, исполненного на наружной террасе оркестром Перловых, исполнено было музыкальное отделение, состоявшее частью из серьезных и трудных вещей, «сыгранных безукоризненно, что не удивительно, в виду той прочной известности, которую за последнее время сумел составить себе Перловский оркестр». На открытии театра состоялся музыкально-драматический вечер, устроенный в пользу Мытищинского приюта Московского Уездного Общества попечения о неимущих детях. На сцене выступали любимцы москвичей Н.Н. Фигнер и И.П. Киселевский, которые специально для этого вечера приехали в Перловку, первый из своего имения в Тульской губернии, а последний из Воронежа, где он гастролировал. Программа состояла из двух отделений. Первое отделение — водевиль А. Чехова «Медведь» с участием И.П. Киселевского. В пьесе «играла г-жа Коммиссаржевская, в роли молодой вдовы, имела случай лишний раз выказать свой недюжинный талант». Возможно, это первое упоминание о выступлении артистки В.Ф. Комиссаржевской на сцене под своей фамилией. За первым отделением, после легкого антракта, следовало второе, музыкальное, в котором принимали участие пианистка Лентовская и пианист Фельдт, и ученица Московской Консерватории, певица Антонова и Н.Н. Фигнер. Особенно понравилось публике пение Антоновой, исполнившей вальс из оперы «Динора» Дж. Мейербера и «Мазурку» Фр. Шопена. Героем вечера был Н.Н. Фигнер, исполнивший арию из второго акта оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и романс из оперы Э.Я. Длусского, и по требованию публики «Твоя улыбка» из оперы «Поэт» Кроткова, «Песнь весны» Ю. Блейхмана, «Травушку» А. Варламова и «Вечер» Ц. Кюи. Участие всех в музыкально-драматическом вечере было безвозмездно, в виду той благотворительной цели, для которой предназначался сбор, поступивший, в пользу двух приютов: Мытищинского и приюта, устроенного в имении Фигнера. Сбор от концерта дал крупную сумму. Всем исполнительницам были поднесены букеты, перевязанные дорогими лентами. В 1894 г. в недавно построенном театре устраивались оперные спектакли, после выступления в 1893 Н.Н. Фигнера ожидались известные актеры «по части драмы и оперы».
Танцевальные вечера под оркестр Перлова были бесплатными для дачников, для остальных сезонные билеты стоили 15 рублей. В 1895 году первый музыкальный вечер сезона состоялся 2 июня. В нем участвовал оркестр Перловых под управлением И.М. Гамаюнова, программа вечера состояла из трех отделений, 6 июля в театре состоялся концерт в пользу погорельцев г. Вышнего Волочка, в нем участвовал артист Императорских театров Н.А. Преображенский, а 6 августа прошел музыкально-танцевальный вечер от общества дачников, проходивший на улице около театра и на открытой эстраде. Вечер начался в 7 часов с танцев для детей, в 9 часов было исполнено, музыкальное отделение под управлением И.М. Гамаюнова, в 10 часов начались танцы. Вечер окончился в 2 часа ночи и «удался на славу!». Летний сезон 1897 г начался 6 мая с освящения деревянного храма во имя иконы Донской Божьей матери, сооруженного местными дачевладельцами братьями Перловыми по проекту архитектора П.П. Зыкова. Чин освящения и литургию совершал настоятель московской церкви Св. апостолов Петра и Павла протоиерей П.И. Казанский в сослужении местного благочинного и нескольких священников. Пел хор Перлова, под управлением В.Н. Мамонтова. На освящении в числе почетных гостей присутствовали: московский губернатор гофмейстер высочайшего двора А.Г. Булыгин, генерал-лейтенант Д.В. Мерчанский, камергер С.П. Яковлев, помощник обер-полицмейстера полковник Д.Ф. Руднев, именитое купечество и дачники. После богослужения гостям был предложен обед на 100 персон в здании театра. В 1897 году в театре было устроено электричество, а 1 июня прошел первый из серии опереточных спектаклей, поставленных труппой Пушкинского театра. Давали оперу Зуппе «Бокаччо» с участием Руджери, Крыловой, которые имели большой успех, следующий концерт был объявлен на 4 июня. 8 июля – спектакль и концертное отделение под управлением провинциального артиста И.А. Панормова-Сокольского, при участии артиста императорской русской оперы Л.М. Клементьева, оперных артистов Санкт-петербургских частных театров певиц Е.К. Степашиной, М.Ф. Бауэр, провинциальных артисток Виталиной, Ильиной, Ральф, артистов Г.А. Яковлева-Востокова, Печерина, Панормова-Сокольского, Тихменева и других. Поставлены «Мученик страсти» — драма-комедия в трех действиях Д.А. Мансфельда, водевиль «На тот свет». 10 июля на сцене Перловского театра прошел концерт в пользу русских артистов, нуждающихся в средства для музыкального образования в Италии. Пели меццо-сопрано Н.Н. Мшанская-Соколова, служившая несколько лет в Большом театре, выступала артистка Журавлева, известная москвичам по игре в театре Корша, артистки О.Ф. Перлова, Пире и артисты Аверьино, Рязанцев, Собинов, Тычинский, Бибик, Решке и Пикаров и другие. Распорядителями вечера стали П. Олешин и А. Вишневский. Концерт прошел с большим успехом, отмечены выступления Перловой и Пире, бас Бибика, шумно, горячо принимала публика молодого Л.В. Собинова, принятого на императорскую сцену. Был отмечен его «свежий, красивый тенор, свободно идущий вверх» и ему предсказывалась «выдающаяся карьера». 28 мая 1898 г. состоялось открытие театра драматическою труппой под управлением Донецкой. Исполнены «Веселый месяц май» и «Ночь после бала». В антрактах играл оркестр Н.С. Перлова. В этом сезоне спектакли проходили по четвергам и воскресеньям. В состав труппы Донецкой вошли артисты частных сцен, современники отмечали, что такому составу «могут позавидовать многие частные театры». В числе исполнителей актрисы Казина, Платонова, Евгеньева, актеры Платонов и Бояров. Газеты отмечали, что «Перлов затевает грандиозное гулянье со спектаклем в собственном театре», для его устройства приглашен М.В. Леонтовский. 14 июля в театре дан концерт в пользу воспитанников и воспитанниц московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей. В концерте, помимо других исполнителей, участвовал хор бывших воспитанников и воспитанниц приюта, состоящего при Обществе. Еще один благотворительный музыкальный вечер состоялся 27 июля с участием О.Ф. Перловой, Е.И. Збруевой, Бабурина, известного баритона П.С. Оленина и др. Деньги, свыше ста рублей, пожертвованные за афиши, поступили в распоряжение Мещанского городского попечительства о бедных. В сезоне 1899 года в Перловке выступала драматическая группа под правлением артиста Императорского Малого театра М.М. Варравина. По пятницам в павильоне играл оркестр музыки под управлением Гамаюнова, в среду и субботу артист Императорских театров Е.И. Иванов устраивал детские игры. В 1900 году 11 июня в театре давали оперу «Наваррянка» Ж. Массне и сцену из оперы «Гензель и Гретта (Греттель)». В первой опере участвовали певица Бруно, певцы Н.Я. Агнивцев, Раинов и др., а во второй – Антонова, Е. Стефанович, Свечникова и Беловидова. В заключении, по случаю 500-летия со дня рождения Гутенберга, исполнена всею труппой Торжественная кантата Ф. Мендельсона-Бартольди. Это был второй оперный спектакль «собравший значительно более первого, как местной дачной, так и приезжей публики. В этом сезоне театр большей частью пустовал. В 1901 году публику привлекали в великолепный дачный театр балеты благодаря спектаклям балетной молодежи Большого театра. 24 июня молодые артисты сыграли комедию «Счастливый день». Отмечалось, что артисты Владимирова, Б. Пожицкая, А. Карцев, М. Жвирблис «могли удовлетворить самую строгую часть зрителей». В заключительном дивертисменте исполнен чардаш О.В. Некрасовой и Токаревой 2-й. Значительный успех имел и татарский танец. 15 июля поставлены два первые действия из комедии «На пороге к делу» и одноактная пьеса «Подозрительная личность». Из участниц пьесы отмечали игру актрис М.И. Жвирблис и Владимировой, в мужском персонале – Угрюмова. В водевиле «Подозрительная личность» наибольшим и совершенно заслуженным успехом пользовался Н. Ячменев в роли лакея Степана. Балетного отделения на этот раз не было, вместо него — большой танцевальный вечер, при участии балетной молодежи. Дирижировал танцами Ф.Д. Остроградский. 22 июля сыгран молодыми балетными артистами и артистками фарс П. Ленского «Кто в лес, кто по дрова». В мужском персонале заслужили похвалу зрительного зала артист Н. Ячменев, исполнительницы Романова, Владимирова и Жвирблис.
В конце представления был дан балетный дивертисмент, в котором выделялись исполнения «Мандолинаты» Ячменевой и Токаревой, «Камаринская» Фролова, танцоры Владимирова и Кузнецов отличились в мазурке и Бернском танце. Труппа Ф.Д. Остроградского дала еще два спектакля 29 июля и 6 августа. 29 июля показана одноактная комедия Баранцевича «Плагиат», одноактная пьеса Корвин-Жуковского «Игра в прятки» и одноактная комедия Корнелиевой «Под душистою веткой сирени». В балетное отделение включено несколько еще не исполнявшихся на Перловской сцене танцев. Сезон завершился бенефисом распорядителя игравшей здесь в течение целого лета балетно-драматической труппы Ф.Д. Остроградского 6 августа. Ф.Д. Остроградский исполнил сначала матросский танец, а потом протанцевал мазурку вместе с Хлюстиной. Публика чрезвычайно сердечно отнеслась к юному бенефицианту и его грациозной партнерше. В литературно-музыкальном отделении вечера успех выпал на долю артистки Большого театра Шперлинг и чтеца, артиста Малого театра Яковлева. В 1902 году Перловский и Пушкинский театры были взяты на летний сезон товариществом балетных артистов Большого театра М.М. Мордкина и Ф.Д. Остроградского. В этом году упоминается любительский спектакль 21 июля, данный местными дачниками под управлением П.И. Аксенова. Поставлены были пьеса «Не зная броду, не суйся в воду» и водевиль «Денщик подвел». М.Ю. Шмидт и С.П. Самсонов исполнили венгерский танец. В 1903 году дачные театры в Пушкине, Перловке и Царицыне были сняты на лето бывшим режиссером Общества искусства и литературы Н.Н. Арбатовым (Архиповым). Ядро организованной им для этих театров труппы составили артисты театра Корша Н.В. Светлов, В.А. Сашин, А.И. Чарин, М.М. Блюменталь-Тамарина, Л.С. Ардатова (Лидия Прохорова) и др. Труппа переезжала с места на место, давая в каждом театре по два спектакля в неделю. Сезон в Перловке был открыт 26 мая. В заметке подробно описывается представление от 11 июня. Была поставлена «Летняя картинка», очень грациозный эскиз в одном действии Т.Л. Щепкиной-Куперник, и комедия «Друг дома», имевшая в большой успех в театре Корша. Отмечалась игра Ардатовой, Чинарова, Сашина, Е.А. Нелидовой, Тонской и актрисы О.Н. Миткевич (Дорошевич), которая «доказала, что с ее уходом театр Корша лишился ценной артистки на роли grande-coquette – в легкой комедии». Открытие сезона в 1904 году состоялось 6 мая. Н.С. Перлов предложил свой театр для постановки драматических спектаклей. Для летних представлений образовалось товарищество русских драматических артистов из московских и провинциальных сил, под режиссерством П.П. Ивановского, уже 9 мая игрался второй спектакль. В 1905 г. газеты писали о закрытии сезона балом 15 августа. Концертное отделение, танцы, фейерверк – все это непрерывной чередой следовало одно за другим и не давало публике «ни отдыху, ни сроку».
В 1907 году на сцену перловского театра вернулся балет. 31 мая была открыта серия балетных спектаклей труппы Большого театра под управлением В.А. Рябцева. Для открытия, кроме двух драматических пьес, дан балет «Парижский рынок». В представлении участвовали Николаева, Мосолова, Шелеяина, Некрасова, Волинин, Рябцева, Николаева, Фролова, Свободина и А.А. Горский. Балетмейстер – М.М. Мордкин, режиссер – В.А. Рябцев; дирижер оркестра – Решетников. 29 июля состоялся бенефис артиста Императорского Московского балета В.А. Рябцева, давали балет «Арлекинада». Отмечался успех Шелепиной и Мосолова, Николаевой.
В 1909 году Перловы оказались в тяжелой финансовой ситуации, вернули арендованные земли в Перловке Удельному ведомству, и ему же продали собственные земли, дачи, театр. В документах отмечается обветшавшее стояние театра и его нерентабельность. На 24 марта 1911 года Управление московского удельного округа назначило торги на продажу здания «удельного театра на Перловке», с мебелью в нем, оборудованной электрической станцией, водокачкой и другими сооружениями на участке при театре. Условием покупки была аренда на 36 лет из оброка по 10 коп. в год за 1 кв. саж. удобной земли, которой было 1 дес. 2221 кв. саж и 333 кв. саж. неудобной земли. При этом каждые 9 лет аренда увеличивалась на 10%. Начальная цена была заявлена 5000 руб., с предоставлением залога в размере 1200 руб. Театр купил с торгов крестьянин И.А. Федоров. Несмотря на это 21 апреля 1909 года Управление московского удельного округа объявило о торгах на сдачу в арендное пользование «на текущий год» летнего театра, находящегося в дачной местности «Перловка». Начальная сумма торгов назначалась в 500 руб. В начале мая в газетах сообщалось, что театр сдан «некоему Иванову». В 1910 году театр не работал. В сезоне 1911 года театр был на лето снят бывшим режиссером театра Корша С.А. Корсиковым-Андреевым. Заявлялось о гастрольной системе показов, при которой драма, комедия и опера будут чередоваться. Открытие сезона намечалось на 8 мая. 19 мая прошел кинематографический сеанс и танцевальный вечер. Первый драматический спектакль с участием артистки театра Корша М.С. Дымовой состоялся 22 мая, была дана комедия Г. Запольской «Панна Малишевская». 5 июня прошел первый спектакль с участием артиста Коршевского театра А.И. Чарина. Уже 26 июня сообщалось, что антрепренер испытывал серьёзные финансовые трудности и туда была вызвана выступать труппа Адельгейма из Пушкина с пьесой «Власть плоти». На открытке, изданной в 1912 году, изображено здание театра, современники отмечали красоту этого деревянного сооружения. В ночь на 2 мая 1915 года театр в Перловке сгорел.
За более чем 30-летнию историю театра на его сцене выступали выдающиеся актеры, снискавшие всероссийскую и всемирную славу В.Ф. Комиссаржевская, В.А. Сашин, А.И. Чарин, М.М. Блюменталь-Тамарина, актеры балета М.М. Мордкин, А.А. Горский, певцы Н.Н. Фигнер, Л.В. Собинов. Таким образом, публикации в газетах охватывают весь период существования театра в Перловке, дают представление о периодичности представлений, уровне постановок, служат единственным источником, характеризующим отклик на постановки зрителей, являются весомым дополнением в исследовании репертуара летних театров, дополняя сведения немногочисленных сохранившихся театральных афиш этого периода.